Ежедневно информационные системы позволяют эффективно решать бизнес задачи. Сегодня современные решения должны быть не только быстрыми, но и точными. Чтобы добиться такой продуктивности, необходимо проработать и минимизировать ошибки, которые затрудняют плодотворное использование систем. В данной статье я хочу обратить внимание на некоторые риски, которые возникают во время проектирования, внедрения, интеграции и поддержки информационной системы (ИС).

Риски проектирования

Риски проектирования возникают на самой ранней стадии и самые дорогие. Основная трудность при проектировании, на мой взгляд в том, что требования к информационным системам зачастую формируются в условиях текущих бизнес-процессов и соответствующей структуре компании, что не может привести к эффективному использованию информационной системы в будущем. Надо прежде пересмотреть роли и бизнес-процессы (как это будет работать), а также определить, если необходимо изменения в структуре компании. Например, отдел маркетинга решил внедрить новую систему, которая позволит лучше планировать маркетинговые кампании. Следует понимать, что с внедрением системы изменятся не только бизнес-процессы внутри маркетингового отдела, но и смежных отделов. Ведь новая система требует подготовленных данных от финансового отдела, ИТ, отдела по работе с клиентами и т.д. И все это надо учитывать при проектировании, оценить и запланировать. По опыту могу сказать, что зачастую замена или внедрение новой информационной системы может вызвать цепную реакцию и повлечь за собой другие изменения, которые ранее не планировались.

Рекомендация 1: Планируйте изменения в бизнес процессах и структуре компании еще на этапе проектирования ИС.

Риски внедрения

Планируя внедрение, Вы должны подумать о команде (рабочей группе), которая должна быть выделена на полную занятость под эти работы. Она отвечает за первичное тестирование и интеграцию системы в среду отдела, компании, бизнеса. У нее должно быть достаточно времени для того, чтобы протестировать систему, разобраться, понять, оценить и использовать возможности новой системы.
Также новая система не заработает без входящих данных. Поэтому, будьте готовы к тому, что данные надо подготовить и стандартизировать под новую систему. Чем чище данные – тем точнее результаты Вы получите, тем больший коэффициент полезного действия от работы ИС.
Последний момент, планируйте время на обучение сотрудников по работе с новой системой и главное тестовый период постепенного перехода на работу в новой системе. Надеется, что они разберутся не самый эффективный подход, правильнее провести целенаправленное обучение с созданием обучающих видео, статей в корпоративной Вики компании. Завершить обучение можно коротким проверочным тестом на знание основных функций и сценариев работы ИС.

Рекоменация 2: Планируйте команду внедрения, которая подготовит все необходимые данные для работы информационной системы, с которой будут работать обученные пользователи.

Риски интеграции в текущую структуру

Компании могут не получить планируемых целей от новой системы, если есть проблемы с интеграцией системы в бизнес-процессы компании. Другими словами, если ИС будет не совместима с основными принципами ведения бизнеса компании, то вряд ли удастся достичь стратегической выгоды от внедрения новой системы. Про это думать заранее и учитывать на этапах проектирования, внедрения и поддержки.

Рекомендация 3: Информационная система не являются сама по себе автономной системой, а должна быть интегрирована и совместима с основными принципами ведения бизнеса.

Риски организации поддержки

Необходимо сразу думать еще на этапе идее обновления информационных систем или внедрение / использование новых, это вопрос как будет осуществляться поддержка, как быстро будут решаться вопросы с устранением ошибок на продуктивной среде, кто отвечает и будут ли компенсированы затраты за время простоя или еще хуже ущерба, полученного в результате некорректной работы системы. Также озаботьтесь вопросом, есть ли у вас в компании люди, которые умеют систему инсталлировать и настраивать, создана ли у вас база знаний, в которой есть вопросы-ответы на наиболее частые проблемы или сложные ситуации.

Рекомендация 4: организуйте поддержку вашей информационной системы

Отсутствия гибкости

Подумайте, как будет реагировать система на изменения ваших бизнес-процессов или модели ведения бизнеса. Не получится ли так, что при малейших изменениях необходимо будет перестроить всю систему. Насколько это решение гибко? Насколько элементы системы автономны и одновременно хорошо интегрированы?

Рекомендация 5: думайте о гибкости настроек и возможности масштабирования информационной системы еще на этапе выбора или разработки.

Это далеко не все типы рисков, но на моей практике наиболее часто забываемые при планирования внедрении информационной системы. Общая рекомендация – тщательно проводите предварительный анализ и расчеты. Я очень советую визуализировать и до мельчайших деталей представлять как будет работать компания, так будто вы уже внедрили информационную систему.